Козырная карта дьявола
У них нет козыря в рукаве! Вы будете смеяться, но таки нет. Зайти в ближайшую школу и спросить у второклассников, может ли что-то взяться из ничего, они не догадались.
Я о кризисе. Вернее, о кредитной его части. Вот смотрите. Вы продаете автомобили. В регионе есть миллион покупателей. Они там шевелятся, что-то делают, копят денежки, и каждый год около ста тысяч получает возможность купить себе автомобиль. Вы продаете около ста тысяч штук в год. Через десять лет той партии, что была первой, опять придет пора раскошеливаться. Вы продолжаете продавать около ста тысяч в год.
А потом приходит банк и раздает всем кредиты. В результате весь миллион покупает автомобили в первый же год. Вы яростно расширяете производство — как же, спрос огромен! Вы делаете этот миллион и продаете его. Бодро встречающему новое утро в вытрезвителе и то ясно, что это значит. Это значит, что еще десять лет вы ни хрена кроме ремонта на этом рынке не продадите: и потребности нет, и кредит еще не выплачен. Но им не ясно! Они готовятся ко вчерашнему спросу! И них склады забиты! У них покупать перестали! Бедняжки!
Да, такая дурацкая ситуация сложилась общими усилиями, никто лично не виноват, и ни один производитель не в состоянии кардинально решить вопрос: любая попытка ослабит его и выбросит с рынка. Но думать, куда вкладывать эти шальные кредитные деньги, надо было? В расширение производства того же товара, которым вы уже все забили? Да еще и длительного пользования? При грозящем обвалиться спросе? Это стратегия Гомера Симпсона, который держал тыквы, наблюдая, как они дорожают, и остался с этими тыквами, когда после Хэллоуина их цена упала до нуля. В деверсификацию вкладывать надо было. Прикрывать жопу.
Я давно наблюдал за этой свистопляской и все думал, какой же у них козырь? Ну не может же быть все так нелепо! Вероятно, может. Козыря у них нет. Пришла пора государству ограничивать кредиты хотя бы на потребительском рынке.